Камрад
|
ksuh, прогнозы Лема доказали свою состоятельность. И вроде от этого никто не умер (естественные причины не в счет). Я думаю, что Лема будут цитировать как Нострадамуса спустя сотни лет.
Возвращаясь к параллелям творчества Лазарчука, Стругацких и Лема. Самое забавное, что свое отношение к "ХВВ" я пожалуй не смогу высказать в полной мере. Хотя бы потому, что роман я читал один раз, а "Жестяной бор" - дважды; произведения оказались с настолько схожей мрачноватой атмосферой, что по сути слились в памяти в единое целое. Основной момент, который я могу охарактеризовать на частично эмоциональном уровне, следующий: социумы порождают странную форму "жизни" - квазиживые и квазиразумные системы, таинственным образом существующие внутри и как бы над социумами, и при этом имеющие иногда даже материальные воплощения. Ну а самые мощные следы их воздействия - это генерация "гениев", как "добрых" так и "злых"; массовые истерии и мании в социумах; различные виды поведения "толпы". Эта форма "жизни" напоминает колонию простейших, где спектр реакций на внешние раздражители каждого отдельного организма будет много проще, нежели реакция колонии. Эти вопросы поднимает и Головачев во многих романах, и Ахманов в романе "Я - инопланетянин". Я и сам придерживаюсь мнения, что многие "проявления" НЛО - это визуальные проявления квазиживых систем.
Что же до Лема, что идеи "(квази)разумной среды" и сопутствующие мысли у него проявляются довольно часто. Самые яркие примеры - "Непобедимый", "Осмотр на месте", "Мир на Земле". Пожалуй туда же можно включить и "Солярис".
ksuh, вообще весьма советую Вам почитать роман Лема "Фиаско". Он начинается как-то очень уж канонически (соприкасается с циклом рассказов о пилоте Пирксе), но потом перерастает в поистине страшный финал, прямо-таки увековечивший апофеоз человеческой глупости и антропоцентризма вообще. По силе воздействия этот роман вообще почти не имеет себе равных в современной литературе.
Что же до упоминания Кинга, то я готов пояснить. Кинг всегда отличается особенной ритмикой повествования. Этот пульс в сочетании с бескомпромиссным языком и уникальной атмосферой (последнее вообще очень сложно выразить словами) создает рисунок произведений Кинга. Отчего даже НФ и фэнтези в его исполнении превращаются, как в музыке, в этакий "гранж", одновременно похожий и не похожий на произведения других авторов. Вот и у Лазарчука (а также в его совместных с Успенским романах "Гиперборейская чума" и "Посмотри в глаза чудовищ") наблюдается схожая атмосфера. То НФ промелькнет, то исторический экскурс, то магия где-то проснется - но над всем этим довлеет чья-то незримая тень, чей тяжелый взгляд не отпускает ни на мгновение.
Как пример неканонического фэнтези рекомендую прочесть роман "Кесаревна Отрада".
__________________
Dixi
Изменено: Vitos, 21-04-2006 в 01:25
|